othaia (othaia) wrote,
othaia
othaia

Categories:

Нет так страшен фанат, как фэндом, в котором он состоит

Однажды, посмотрев какой-то фильм или сериал, поиграв в игру или, что сегодня встречатеся реже, прочитав книгу, человек понимает, что ему маловато будет. Что ему хочется больше узнать о ЛОРе, создании так понравившегося ему произведения или просто пообщаться с теми, кто также увлечен предметом его неотступных дум.

И вот, наш анонимный герой идет в интернет. Он смотрит тематические сайты, ищет группы по интересам в соцсетях или пылесосит сайты с фанфиками, в надежде начти что-нибудь интересное. Он ищет арты, комментирует записи, в какой-то момент, если творческая жилка у него не пережата окончательно, понимает, что хочет создавать что-то свое. И теперь он уже рисует, монтирует, пишет и занимается миллионом вещей вокруг того произведения, которое его так зацепило.

И делает это наш невоспетый герой, конечно же, не в вакууме. В процессе потребления и создания дополнительного контента он контактирует с точно такими же как и он увлеченными личностями, которые до хрипоты могут спорить о штанах Арагорна, описании предметов в Бладборне или значении слов в конкретной песне. То есть, наш герой весьма плотно и, хочется надеяться, что плодотворно, начинает контактировать с Его Величеством фэндомом.

Думаю, все прекрасно понимают, что такое фэндом. Как и то, что они бывают разные. По книгам и играм, по фильмам и мультсериалам, большие и маленькие, локальные и общемировые и так далее и тому подобное. Но все это характеристики, я бы сказала, количественные. От того, много ли человек включается в фэндом или нет, не особо зависят такие интересные вещи, как отношение к новичкам, возможность создания чего-то нового или даже критика канона. Это все, фактическое поведение и сама суть любого фэндома зависят от чего-то другого, а именно от характеристик качественных.

Итак, для себя я выделила две основные характеристики, по которым фанатские сообщества можно было бы разделить. Это отношение фанатов к канону и отношение того, кому принадлежат права на канон (будь то сам автор, группа их или компания) к фанатам и их творчеству. Выглядит это в моем кривом исполнении примерно так:



И вот настало время пояснений. Во-первых, чем ближе к центру графика, то есть в зеленой зоне, тем спокойнее фэндом вплоть до его полной инертности. Во-вторых, тихое болото рассматривать неинтересно, поэтому мы сконцентрируемся на четырех наиболее крайних точках, в которых особенности фэндомов этого типа выделяются во всей красе. В-третьих, описанных нами моделей на практике не существует, поскольку мы имеем с категориями, которые хороши в гипотетическом вакууме, но на практике не применимы в виду разнообразия вариантов и поведений отдельных членов фанатских сообществ. но мы описываем эти идеальные модели как некие примеры, с которыми можно было бы, при большом желании, сравнить реальный. В-четвертых, любое мнение субъективно. Как мнение автора, так и читателя.

По вертикали будет меняться отношение держателя прав на произведение к фанатскому творчеству. От самого непримиримого, что б никто не смел на него даже покушаться, до полного попустительства. По горизонтали будет меняться отношение самого фанатского сообщества к объекту их интереса от фанатичной преданности каждой букве до игнорирования канона как такового. Итак, приступим. И пойдем мы против часовой стрелки.

В верхнем право углу у нас расположился филиал воскресной школы и мечта любого богатой корпорации по совместительств. Почему так? Потому что фанаты в этом случае беспрекословно, словно священную корову, хранят канон и растерзают любого, кто покусится на самую мелкую запятую, поворот сюжета или дизайн третьей кружки на полке сзади. Однако, этот фэндом сидит тихо и не пытается ничего придумать, потому что держатель прав, будь то крайне озабоченный своим заработком автор или корпорация, которая выкупила эти права, затаскает по судам любого, кто эту буковку, запятушку или ход сюжета тронет даже пальцем. Большой брат бдит и бьет линейкой по парте и пальцам, если кто-то поднимает голову от тетрадки. Правда далает это наш строгий учитель крайне редко, ибо само теплая и дружественная атмосфера фэндома не дает творчеству в задах отдельных личностей бурлить слишком сильно. А болото, по ошибке названное фанатским сообществом, готовит вилы и факелы для несогласных, вяло булькая.

В целом, самый скучный вид фэндома, потому что на осмысленное творчество способен, но не может и не хочет. Звезды сошлись с двух сторон, и подобное сборище в его самом экстремальном варианте ждет лишь миллионное обсасывание старых костей когда-то интересного (раз уже вокруг него организовалась маломальская толпа фанатов) произведения с закономерной смертью от комы.


Зато весело и интересно в левом верхнем углу, ведь там не прекращается великая война фэндома и правообладателя. Когда фанатам в целом глубоко наплевать, что там понапридумывал автор, а автор заходится в истерике всякий раз, когда его хлеб с маслом кто-то смеет трогать, критиковать и изменять, будет жарко, но очень занимательно. Особенно для тех, кто смотрит со стороны, весело похрустывая поп-корном.

Представители такого фэндома могут генерировать тонны контента и с такой же скоростью должны его потреблять, потому что скоро может прибежать страшная бабайка-правообладатель и потребовать, чтобы все немедленно убрали, стерли и больше нигде не показывали. Зато в такой вечной гонке и суровых условиях постоянного дамоклова меча креативность будет переть, как на дрожжах.


Наверное, самый продуктивный для нового творчества третий вариант - коммуна анархистов. Автор готов помогать фанатам, благословлять их и всячески поддерживать. Да и сами фанаты могут и хотят что-то менять, углублять и усовершенствовать то, что считают нужным и необходимым. В целом тут может царить мир, дружба и идиллия между обеими сторонами диалога, либо это будет сборище жестких индивидуалистов, которые, каждый в своем уголке, что-то малюет/пишет/сочиняет, но с другими делится неохотно.

Но даже когда все, кажется, хорошо, всегда есть какие-то нюансы и проблемы. И в данном случае проблема будет заключаться с опасности заиграться. То есть так изменить изначальное произведение общими фанатскими усилиями, что от оригинала не останется и следа, как не останется следа от изначального замысла автора, его идей и всего того, что изначально фанатов сплотило. Если постепенно, один за другим менять элементы канона, то можно прийти к парадоксу корабля Тесея. И можно так заиграться, что и не заметить, как действительно хорошие и годные идеи пошли в утиль.


И четвертый по списку, но не по назначению вариант фэндома – тоталитарная секта. А как еще можно назвать тех, кто при полном попустительстве автора/правообладателя, буквально при выданном карт-бланше на творчество и изменения цепляется за канон, как истеричка за дверной косяк и ничерта не хочет делать?  Такой фэндом – это клуб латентных импотентов, не способных даже помыслить о том, что их священной корове можно перекрасить рога или, скажем, навесить еще немного колокольчиков на узду.

Творческий потенциал в этом случае нулевой или к таковому стремится, как и в первом варианте. Вот только в первом есть маломальское оправдание в виде жестокого надзирателя, который грозит пальцем всякий раз, как фанаты начинают задаваться неудобными вопросами. А здесь же такого оправдания нет, ибо пальцем никто не грозит, брови не хмурит и повестку в суд не строчит. Такое сообщество может стремиться только к деградации и вымиранию. Собственно, туда ему и дорога.


Однако, еще раз подчеркнем, что описанные нами виды – лишь самые крайние варианты в многообразии фэндомов, которые также изменчивы и непостоянны, как и люди. Никто не мешает фанатскому сообществу передвигаться хоть вертикали-горизонтали, хоть перпендикулярно, вглубь или вперед каждый день и не по разу. Хотя, конечно, подобная изменчивость характерна в большей степени для неустоявшихся сооществ или мелких групп, а не для фэндомов с солидной историей и массой участников. 


Тем не менее, помимо конфликта между фанатами и автором бывают еще и великие фандомные войны как внутри одного сообщества, так и, но реже, между разными. И если межфандомные срачики довольно унылы, так как редки и относительно спокойны, то внутренние склоки бывают пострашнее любой интрнетной войны.

Грустно и одновременно смешно то, что поводом для свар становятся мелочи, порой не стоящие и выеденного яйца. Да, конечно, порой сталкиваются разные идеологические установки, мировозрения и кардинально противоположные цели, но чаще всего выглядит все это примерно так:

И тут уж можно только развести руками, потому что лекарства от этой напасти нет ни у кого. И не будет, до тех пор, пока люди не осознают простую истину – любое мнение субъективно. А поскольку люди - это всего лишь люди со ствойственными им пороками, заблуждениями и глупостями, осознание этого до них не дойдет никогда.

Tags: авторская писанина, литература, фэндом
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вечер книг

    В погоне за «красотам и слога» и эффектностью рекламы парижские лавочники часто упускали из виду комический контраст между товаром, которым они…

  • ЛоГГ: Memento mori

    Владеет враг всем нашим достояньем, А нам принадлежит лишь наша смерть Да эта жалкая щепотка глины, Что служит оболочкою костям. У. Шекспир. Ричард…

  • ЛоГГ и шекспировские страсти

    Мало кто из деятелей искусства может похвастаться таким колоссальным влиянием на мировую культуру как Шекспир. На подмостки своего театра он выводил…

  • Филиппики: Рей

    Я всегда любила Звездные войны. Богатый мир, несущий в себе огромный потенциал для расширения и углубления, захватывающие истории, налет чего-то…

  • ЛоГГ: Союз как тоталитарное государство

    Нет ничего сладостней для уха современного представителя западной культуры, нежели демократия. Это некий светоч в варварской ночи, к которому мы все…

  • О, прекрасная Луиза

    Kinder, Küche, Kirche - известная фраза, описывавшая жизнь женщины в традиционном обществе до гробовой доски. Хоть концепция и оформилась к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments